Поступление 2020
0
личный кабинет

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Тип: программа магистратуры перспективных направлений

Программа магистратуры, обеспечивающая подготовку профессиям будущего.

Государственная аккредитация
Государственная аккредитация — выпускники получают диплом государственного образца; студенты имеют отсрочку от службы в армии, возможность использования маткапитала при оплате за обучение.

27.04.05 Инноватика

Количество мест:

Бюджетных - 20

Контрактных - 8

Специализации:
Язык обучения:

Кураторство и креативные проекты в сфере научной коммуникации

Русский+Английский

Коммуникации в биотехнологиях и медицине

Русский

Языки обучения: RUS Русский
Форма обучения: Очная, 2 года
Стоимость контрактного обучения в 2020 году: 242 000 руб. в год
  • 242 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 262 тыс. руб в год для иностранных граждан
Контактное лицо Денисова Дарья Алексеевна
Руководитель программы:
Борисова Александра Олеговна
Учебные корпуса: Кронверкский пр., д. 49ул. Ломоносова, д.9

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Научная коммуникация — это профессиональная и академическая дисциплина, объединяющая в себе все формы коммуникации между наукой и обществом во всем его многообразии. Программа выпускает профессионалов широкого профиля, обладающих обширным набором компетенций на стыке науки и коммуникации и способных освоить следующие виды профессиональной деятельности:

  • корпоративная коммуникация в научных организациях;
  • научная журналистика;
  • работа в научно-популярных медиа-проектах;
  • создание научных выставок, музеев и центров популяризации науки;
  • научная визуализация и иллюстрация;
  • неформальное образование в сфере науки;
  • организация научно-популярных мероприятий;
  • и многое другое.

Студенты и выпускники магистратуры также занимаются исследовательскими проектами, тем самым делая вклад в формирование полноценной академической традиции в области научной коммуникации. Исследовательская работа в рамках программы включает изучение вопросов трансляции и восприятия научных знаний в обществе, степень влияния коммуникационной активности на достижение научных показателей ученых и многое другое. Поступив на программу, вы сможете стать первопроходцами и повлиять на развитие целой отрасли.

Выпускники магистратуры по научной коммуникации, 2019 г.


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

  • УНИКАЛЬНОСТЬ

Программа рассчитана на 2 года и дает студентам возможность познакомиться со всем спектром профессиональных и исследовательских возможностей в сфере коммуникации науки. Фундаментальная особенность обучения в магистратуре состоит в синтезе прикладных и исследовательских навыков в сфере научной коммуникации. Студенты не только учатся выступать медиаторами между наукой и обществом, но и осваивают способы оценки эффективности коммуникационных стратегий и инструментов. Сочетание прикладных навыков с углубленным пониманием контекстуальных особенностей коммуникации в науке позволяют студентам развить комплексный взгляд на профессию.
Помимо коммуникации, магистратура охватывает и основные передовые направления в самой науке. Ведущие ученые регулярно посещают магистратуру, чтобы лично познакомиться со студентами и рассказать им о своей работе. От исследований в сфере изменения климата и возобновляемой энергетики до биоинженерии и трансляционной медицины, студенты из первых рук узнают о последних достижениях и вызовах современной науки.

  • МОДУЛЬНОСТЬ

Многие дисциплины состоят из нескольких авторских модулей, что позволяет развивать разные комбинации компетенций, а также знакомить студентов с большим количеством ведущих специалистов. Зачастую модули проходят в формате интенсивов, оставляя тем самым больше времени на самостоятельную и проектную работу. Модульность также позволяет в большей мере совмещать учебу с текущей трудовой деятельностью и иными возможностями для профессионального развития.

  • ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фундамент образовательного процесса в магистратуре построен на проектной работе. С первого года студенты объединяются в группы единомышленников для создания собственных проектов или участия в существующих. Студенты учатся на реальных кейсах или игровых симуляциях, что позволяет опробовать основные направления научной коммуникации на практике и совершить осознанный профессиональный выбор.
Способствуют развитию проектной деятельности и регулярные полевые выезды и занятия. Посещение научных лабораторий и центров, музеев науки и техники лежат в основе ряда курсов. В прошлом магистратура также совершала и многодневные выезды за пределы России, к примеру, в музей науки Heureka в Хельсинки

  • СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ

Программа предусматривает возможность выбора специализации. Углубиться в то или иное направление можно на протяжении всего образовательного процесса. Кураторы программы всегда помогают сориентироваться в многообразии профессиональных и исследовательских возможностей. Кроме того, со второго семестра каждый студент выбирает одну из двух укрупненных специализаций, доступных на программе: 1) «Кураторство и креативные проекты в сфере научной коммуникации», либо 2) «Коммуникация в биотехнологиях и медицине».

  • ИССЛЕДОВАНИЯ

Студенты магистратуры становятся настоящими пионерами в исследовании научной коммуникации в России. Свобода выбора исследовательских интересов настолько же широка, как и сама предметная область. Будь то изучение восприятия науки населением, аудитории научных музеев и научно-популярных мероприятий или этики корпоративной коммуникации в науке, каждый магистрант сможет найти тему, которая придется ему или ей по душе. Итогом этой объемной работы должна стать магистерская диссертация, результаты которой будут конкурентоспособными и востребованными не только в России, но и на международном исследовательском поприще научной коммуникации.

  • ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Большая часть курсов читается на русском языке, однако, некоторые занятия и гостевые лекции проходят на английском языке. Выполнение ряда заданий и проектных работ также требует если не продвинутого, то по крайней мере среднего владения языком. Помимо преподавателей из России, программа включает в себя регулярные интенсивы и встречи с приглашенными иностранными экспертами. Так, с 2016 года студенты имели возможность адресовать свои вопросы Джейми Вернону, шеф-редактору журнала American Scientist, или руководителю BBC Science Unit Джулиану Сиддлу.

   

Студенты программы "Научная коммуникация" на воркшопе по радиожурналистике с Юлией Лорке 

Узнать о методологиях социальных исследований от профессора научной коммуникации Александра Гербера, лично поприсутствовать на стендапе научного комика Брайана Мэллоу или записать радио подкаст о науке вместе с Юлией Лорке, исследователем лондонского Музея естественной истории, а в прошлом сотрудника BBC Radio 4 – все это стало неотъемлемой частью учебного процесса в магистратуре.

  • АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Международная академическая мобильность также представляет собой интегральный компонент программы. На основе конкурсного отбора студенты могут получить финансовую поддержку для организации долгосрочных и краткосрочных стажировок в ведущих университетах мира. Магистранты научной коммуникации уже проходили полугодовое обучение в Университете Рейн-Ваал в Германии и Сеульском университете в Южной Корее.

Яна Должанская, выпускница магистратуры по научной коммуникации, в Германии

АКТУАЛЬНОСТЬ И ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

В связи с ростом общественного интереса к научно-исследовательской деятельности и технологическому прогрессу все больше карьерных возможностей возникает именно на пересечении науки с самыми различными организациями, вовлеченными в диалог с обществом.

Магистратура по научной коммуникации направлена на развитие навыков эффективной коммуникации в сфере науки и технологии, а также понимания роли научной коммуникации в создании условий, благоприятных для устойчивого научно-технического прогресса в стране.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

Необходимость развития коммуникационных практик в области науки и инноваций все чаще оказывается в фокусе внимания российских научных организаций, будь то университеты, академические институты, высокотехнологичные компании или некоммерческие организации. Повсеместный рост интереса к науке и технологиям порождает все больше карьерных возможностей на пересечении науки с самыми различными общественными и государственными институтами.

Тем не менее в России научная коммуникация по-прежнему лишь формируется как самостоятельная профессиональная и академическая дисциплина. Несмотря на растущий запрос со стороны рынка, мы наблюдаем дефицит квалифицированных специалистов в сфере коммуникации науки и технологий.

Магистратура по научной коммуникации в Университете ИТМО была запущена в 2016 году с целью подготовки специалистов для этой востребованной профессии.

Программа создана для тех, кто хочет научиться навыкам эффективной коммуникации в сфере науки с использованием современных медиаканалов и ресурсов, а также получить исчерпывающее представление о роли коммуникации в создании условий, благоприятных для устойчивого научно-технического прогресса в стране.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Ирина Ирековна Актуганова

Доцент Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, куратор проектов в области технологического искусства и art&science, проектировщик музеев науки

Даниил Александрович Александров Профессор, кандидат биологических наук

Заведующий научно-учебной лаборатории «Социология образования и науки» НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

Кирилл Артеменко

Генеральный директор ООО «Бумага медиа групп»

Александра Олеговна Борисова Кандидат химических наук

Сооснователь Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Катерина Сергеевна Губа Кандидат социологических наук

Директор Центра институционального изучения науки и образования ЕУСПб

Дарья Алексеевна Денисова

Директор Центра научной коммуникации, преподаватель Института международного развития и партнерства Университета ИТМО

Ольга Добровидова

Научный и экологический журналист, вице-президент Европейской ассоциации научных журналистов, первый российский стипендиат Knight Science Journalism Fellowship в MIT

Надежда Васильевна Казаринова Доцент, кандидат философских наук

Доцент кафедры социологии и политологии Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета (ЛЭТИ)

Сергей Викторович Калинчук Кандидат исторических наук

Директор по маркетингу и стратегическому развитию коммуникационного агентства SPN Communications

Андрей Александрович Кожанов

Директор центра академического развития студентов НИУ ВШЭ 

Максим Котов

Врач-онколог и тренер по коммуникации в области здравоохранения

Даниил Кузнецов

Научный журналист, главный редактор научно-образовательного портала IQ, в прошлом — редактор ТАСС-Наука и N+1

Дмитрий Владимирович Мальков

Магистр научной коммуникации, аналитик Центра научной коммуникации Университета ИТМО

Ольга Ремнёва

Специалист по art&science, кандидат культурологии, куратор

Наталья Сергиевская

Заместитель генерального директора по развитию Политехнического музея (Москва)

Михаил Михайлович Соколов Кандидат социологических наук

Профессор факультета социологии и философии ЕУСПб

Яков Сомов

Сооснователь и генеральный директор просветительского проекта «Лекториум», методист Президентского физико-математического лицея №239

Илья Сергеевич Стахеев

Эксперт Центра научной коммуникации Университета ИТМО, сооснователь акции «Тотальный диктант»

Михаил Викторович Тупикин

Руководитель отдела организации мероприятий газеты «Бумага», организатор Science Slam Москва и Петербург

Илья Ферапонтов

Научный журналист, главный редактор научно-популярного издания N+1

ПРАКТИКА И СТАЖИРОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

В основе программы магистратуры лежит практико-ориентированный подход, который открывает возможность работать по специальности без отрыва от обучения. 

Участвуя в реальных проектах ведущих научных центров и научно-популярных проектов, готовя материалы для ведущих научно-популярных и образовательных изданий, проводя коммуникационные исследования, в том числе по заказу бизнеса, магистранты получают возможность за короткое время попробовать себя в каждом из возможных карьерных направлений, осознанно выбрать профессиональный путь и получить приглашение на работу.

НАБОР КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом обучения в магистратуре станет освоение нестандартного междисциплинарного набора навыков. Специалист по научной коммуникации должен владеть научной методологией, ориентироваться в социальных и исторических аспектах науки, уметь уверенно работать с научной информацией и в то же время разбираться в тонкостях коммуникации и связей с общественностью.

Программа призвана научить студентов критически осмыслять существующие в мировой практике подходы к коммуникации в сфере науки и давать оценку их потенциальной применимости в России. Отдельное внимание будет уделено процессу работы с источниками научной информации. Также программа развивает компетенции, связанные с процессом проектирования научных выставок и популяризацией науки на стыке с искусством. Рассматриваются вопросы перевода научных концепций и идей в язык визуальных и пространственных форматов, связь между метафорой, предметом и феноменом и многое другое.

ТРУДОУСТРОЙСТВО И ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ

Как ученые, так и коммуникаторы в силу своего базового образования владеют частью навыков, развиваемых в нашей магистратуре. Однако их сочетание встречается достаточно редко и ценится очень высоко, поэтому уже во время учебы магистранты могут выбрать работу в самых разных сегментах рынка научной коммуникации, к примеру:

  • в образовательных и PR-департаментах университетов, государственных и частных научных организаций и компаний, 
  • редакциях научных отделов СМИ, включая телевидение, радио и онлайн-издания, 
  • научных музеях и городских центрах популяризации науки,
  • научно-популярных оффлайн-проектах и других профессиональных нишах.

За прошедшие годы наши магистранты работали и стажировались в следующих организациях: Университет ИТМО, Высшая школа экономики, Европейский университет в Санкт-Петербурге, издательство Elsevier, биотехнологическая компания BIOCAD, ООО «Севергрупп Медицина», Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, издательство «Манн, Иванов и Фербер», онлайн-издание «Бумага», Science Slam Russia, НМИЦ онкологии имени Петрова, онлайн-портал «Биомолекула», образовательный центр «Сириус», Фонд профилактики рака, медиапроект Profilaktika.Media, издание «Петербургский дневник», кинофестиваль «Мир знаний», Музей оптики, медиастартап Bestarticles.co, просветительский проект «Лекториум» и др.

Полина Полещук, Елизавета Дубовик и Ксения Жирнова, выпускницы магистратуры по научной коммуникации, создательницы медиапроекта Фонда профилактики рака о доказательной медицине и онкологии Profilaktika.Media, победительницы премии PROBA Awards (номинация «Студенческий PR-проект»)

ОТЗЫВЫ ВЫПУСКНИКОВ

выпуск 2018 года
Даниил Широков
Научный коммуникатор в компании «Севергрупп Медицина»

Я был одним из первых выпускников программы «Научная коммуникация».  Меня сразу подкупило то, что предстоящий набор — первый, а значит есть возможность построить что-то новое практически с нуля.  Во время обучения я начал участвовать в разных проектах по популяризации науки. Сам образовательный процесс располагает к этому. Неоспоримая фишка программы — контакты. За время обучения твоя телефонная книжка серьезно разбухает, ты знакомишься с потенциальными работодателями, экспертами и видными лицами индустрии. Нетворкинг здесь — часть образовательного процесса. Даже мое текущее место работы связано с магистратурой. Около двух лет назад компания «Севергрупп Медицина», управляющая компания сети клиник «Скандинавия», начала искать сотрудников для открывающегося научного отдела и вышла на Центр научной коммуникации Университета ИТМО. Нынешний руководитель центра — Дарья Денисова — связала меня с будущим директором отдела как потенциально подходящего кандидата с биологическим бэкграундом. Собеседование прошло отлично, и так я стал научным коммуникатором компании.  У меня два основных направления работы: во-первых, я проверяю и анализирую то, что публикует клиника. То есть я смотрю, насколько наши статьи соответствуют научной действительности. Во-вторых, я делаю саммари по разным вопросам, смотрю, насколько эффективен тот или иной метод лечения или например, влияют ли фитнес-трекеры на снижение веса. Прочесываю базы научных публикаций, смотрю первоисточники и делаю короткое резюме, чтобы руководство могло лучше оценить перспективы внедрения технологии в клинике.

выпуск 2019 года
Елизавета Бабицкая
Медицинский журналист

Я поступила на программу в 2017 году, когда был объявлен второй набор. С одной стороны, наше обучение было академичным, а с другой — предоставляло возможность глобального нетворкинга. Кроме того, наши кураторы смогли дать нам академические инструменты, которыми оперирует научный коммуникатор — это в том числе наукометрия и социологические инструменты. В магистратуре нам читались разнообразные предметы, из которых в сумме потом мы смогли собрать что-то конкретное для себя, в итоге все мои одногруппники ушли в разные стороны. Если говорить о том, что вынесла для себя я, это прежде всего знания в области научной журналистики. Говоря об этом, я не имею в виду письмо — этот навык, скорее, набирается как раз на практике, в процессе работы. Нам дали в целом важные вехи, принципы этой профессии. Например, у нас преподавала Ольга Добровидова, великолепный журналист — она прекрасно делает свое дело, пишет для Nature. Она рассказывала нам, как проводить журналистские расследования. И до сих пор, кстати, для меня это незакрытый гештальт — сделать свое медицинское расследование. Но и остальные знания тоже были полезными — все это в итоге позволило составить понимание, в какой среде ты находишься, к кому можешь обратиться за помощью, если у тебя есть проект.

Обратная связь

* Имя
* E-mail
Ваше сообщение