Поступление 2022
0
личный кабинет

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Военная кафедра Государственная аккредитация
Государственная аккредитация — выпускники получают диплом государственного образца; студенты имеют отсрочку от службы в армии, возможность использования маткапитала при оплате за обучение.

38.04.01 Экономика

Специализации:
Язык обучения:

Инновационная экономика

Русский

Исследования технонауки

Русский

Языки обучения: RUS Русский
Форма обучения: Очная, 2 года
Стоимость контрактного обучения в 2021 году: 222 000 руб. в год
  • 222 тыс. руб в год для граждан Российской федерации
  • 242 тыс. руб в год для иностранных граждан
Контактное лицо Мошурова Елизавета Юрьевна
Руководитель программы:
Максимова Татьяна Геннадьевна
Учебные корпуса: Кронверкский пр., д. 49ул. Ломоносова, д.9ул. Чайковского, д.11

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Магистерская программа Университета ИТМО в сотрудничестве с Европейским университетом в Санкт-Петербурге “Технонаука, инновации, экономика / Technoscience, Innovation, Economy (TIE Program)” готовит профессионалов в области регулирования инновационной экономики и стимулирования трансфера технологий, компетентных в сфере применения новейших разработок, в проведении социально-экономического анализа инновационного сектора и эмпирических исследований науки и технологий. В фокусе программы — особенности современной государственной инновационной политики, стратегического развития и информационного обеспечения инновационных процессов, а также техноэтики и оценки регулирующего воздействия (Technology Assessment).

Обучение в магистратуре предполагает выбор одной из двух специализаций.

  • Специализация “Инновационная экономика” реализуется профессорско-преподавательским составом Университета ИТМО и подразумевает изучение процессов развития и регулирования инновационной экономики, правового обеспечения данных процессов, финансово-кредитных аспектов и инструментов стимулирования инноваций. Выбрав специализацию “Инновационная экономика”, вы освоите методы формирования стратегий конкурентоспособности инновационных компаний, систему планирования и контроля затрат в НИОКР и инновационных проектах, научитесь выявлять глобальные тренды формирующихся технологических рынков и разрабатывать стратегии национального технологического развития. Пройдя программу, вы сможете занять лидирующие позиции в институтах инновационного развития страны и регионов, а также в подразделениях корпораций и технологических компаний, осуществлять взаимодействие инновационных компаний с государственными органами.
  • Специализация “Исследования технонауки” реализуется профессорско-преподавательским составом Центра исследований науки и технологий (Центра STS) ЕУСПб и направлена на подготовку исследователей и консультантов в сфере социальных исследований науки, технологий и общества (science and technology studies, STS). Выбрав данную специализацию, вы научитесь критически оценивать процесс диффузии инноваций и общественных институтов, различать политические, социальные, культурные и этические предпосылки и последствия развития новых технологий и проводить комплексную оценку их технологического воздействия на общество (technology impact assessment). Став выпускником данной специализации, вы будете подготовлены для продолжения учебы в российской или зарубежной аспирантуре, а также сможете участвовать в проектах развития науки и технологий как независимые исследователи, консультанты и аналитики.

Образовательный процесс построен на объединении навыков из трех сфер компетенций. вы изучите теорию и инструменты анализа экономических процессов и систем, социальную теорию и методы, а также выберете специализацию в одной из сфер развития технологий (биотехнологии, большие данные, роботизация или новые материалы). Это сформирует набор компетенций, позволяющий стать экспертом в области науки и технологий, способного к объективной оценке как экономических процессов, так и социальных эффектов технонауки.

Как выпускник программы, вы получите два магистерских диплома: Университета ИТМО (по направлению 38.04.01 Экономика) и Европейского университета в Санкт-Петербурге (по направлению 39.04.01 Социология). Для поступления на программу необходимо подать документы в приемную комиссию Университета ИТМО и в приемную комиссию Европейского университета в Санкт-Петербурге.

Язык программы: русский (с привлечением иностранных преподавателей для отдельных лекций на английском языке с переводом).

ДИСЦИПЛИНЫ

Наука, технологии и общество (коллектив преподавателей Центра STS ЕУСПб), 1 семестр)

Центральный курс магистерской программы, задача которого — дать ответ на вопрос: что такое исследования науки и технологий, STS? Мы изучим: -основные подходы в STS — социологию научного знания, исследования лабораторий, акторно-сетевую теорию, социальное конструирование технологий и исследования пользователей; -арсенал ключевых концептов для социального исследования науки и технологий. Возможности, ограничения и актуальные проблемы STS подходов мы рассмотрим на примере конкретных кейсов, связанных с проблематикой изменения климата, эпидемиологии и глобального общественного здоровья, антропоцена и научнотехнических инноваций. Отдельное внимание уделим работам российских исследователей в поле STS.

Методология социальных наук

Что такое социологическое исследование и как его подготовить? Даже если у вас нет социологического образования, в рамках курса вы научитесь это делать. Вы познакомитесь с основными концепциями научности, логикой научного познания и спецификой познания в социальных науках. На занятиях будут рассмотрены количественные и качественные данные и особенности их использования в социальных исследованиях. К окончанию курса вы научитесь формулировать исследовательский вопрос, освоите основные дизайны социальных исследований и узнаете про специфику эмпирических и теоретических жанров исследования.

Стратегии конкурентоспособности отраслей

Вместе мы комплексно изучим методологические подходы к формированию конкурентной стратегии на микро-, мезо-, макроуровнях планирования, проведем исследование структурных взаимосвязей факторов конкурентоспособности в системе «предприятие – отрасль – регион – страна», овладеем методами и навыками построения моделей конкурентоспособности и методик оценки конкурентоспособности, в том числе в части выработки оптимальных критериальных показателей эффективности стратегий. В рамках изучения дисциплины вам предстоит выполнить исследовательскую работу по формированию конкурентоспособной стратегии отдельной отрасли народного хозяйства Российской Федерации. В результате изучения дисциплины вы сформируете практические навыки, позволяющие применять широкий методологический аппарат в целях стратегического развития отраслей, разрабатывать комплекс мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий отрасли, в их корреляции с направлениями государственного регулирования отдельных отраслей экономики.

Техноэтика и оценка регулирующего воздействия (Technology Assessment)

В рамках данного курса вам предстоит выбрать для изучения одну из семи представленных ниже дисциплин. - регулирование ИКТ-бизнеса в России и на глобальных рынках / Regulation of ICT business in Russia and Globally - регулирование разработок в Life Sciences / Regulatory Affairs in Life Sciences; - государственное регулирование в биоэкономике; - регулирование предпринимательства в сфере транспорта; - особенности регулирования новых рынков; - регулирование разработок в сфере Spacetech; - регулирование разработок в сфере Edtech. Данный модуль направлен на формирование понимания роли выбранной сферы в развитии различных научных отраслей, изучение принципов организации системы государственного регулирования в ней, исследования международных тенденций в области регулирования инновационной деятельности на государственном уровне в целях ускоренного развития данного направления.

Планирование и контроль затрат в НИОКР и проектах

Дисциплина имеет высокое практико-ориентированное значение и охватывает вопросы, имеющие непосредственное отношение к бизнес-планированию НИОКР, а именно: -организация управления НИОКР; -нематериальные активы как объекты инновационной деятельности; -методы планирования НИОКР; -методы и модели экспертной оценки НИОКР. В решении приведенного круга задач заинтересован менеджмент организации (различных уровней) и представители внешней среды, что обеспечивает востребованность полученных знаний. В результате освоения дисциплины формируются навыки принятия экономически и финансово обоснованных организационно-управленческих решений в сфере профессиональной деятельности, ответственности за них.

Исследования науки и техники: дизайны и методы

В STS используются не только общие методы социальных наук, но и специальные методы и дизайны исследований науки и техники. В рамках этого курса вы непосредственно познакомитесь с обеими группами методов. С одной стороны, вы поймете, как обращаться с традиционными социально-научными методами, адаптированными под исследования науки и технологий: интервью, этнография, кейс-стади. С другой — мы изучим специфические для STS методы: акторно-сетевой теории, цифровой картографии научно-технических контроверз, исследований мобильности, качественного сетевого анализа. Для этого на теоретических занятиях мы сосредоточимся на методологических дискуссиях между позитивизмом и интерпретативизмом, репрезентативностью и перформативностью, кейс-стади и теориями среднего уровня. На семинарских занятиях будем разрабатывать дизайны проектов эмпирического исследования и обсуждать практические детали проведения эмпирических исследований в области STS.

Социология риска и регулирования

Курс представляет собой введение в проблематику риска и регулирования в социальных науках и опирается на литературу из нескольких дисциплин (социология, экономика, исследования науки и технологий, история, антропология, disaster studies и др.). Вы познакомитесь с основными подходами к пониманию риска и неопределенности в социальной теории, а также научатся критически анализировать «риск» как объект экспертного знания и управления в различных контекстах, от корпоративного риск-менеджмента и финансирования высоких технологий до здравоохранения, инфраструктурного планирования и адаптации к изменениям климата. Важно: этот курс не дает компетенций по управлению рисками в смысле технического навыка, но поможет понять, как «риск» структурирует жизнь организаций и о чем мы на самом деле говорим, когда рассуждаем о «рисках» или пытаемся их «регулировать».

Стратегия национального технологического развития

В рамках курса вы познакомитесь с основными методологическими положениями разработки стратегии, принципами и подходами к реализации стратегии, методиками оценивания результативности достижения целей стратегии. Мы рассмотрим вопросы: -мировой практики регулирования развития науки и технологий; -государственного и рыночного регулирования национального технологического развития; -управления целевыми программами технологического развития секторов экономики; -отражения результатов реализации стратегии и программ в статистических показателях. Разберем кейсы -формирования и реализации стратегии технологического развития секторов экономик; -финансирования мероприятий программ технологического развития -успешной реализации стратегий развития технологий; -интерпретации целевых показателей программных мероприятий и оценки результатов реализации стратегии. Мы научимся понимать информативность целевых показателей технологического развития, интерпретировать их значения, анализировать взаимосвязи между ними, а также оценивать уровень технологического развития и его влияние на социально-экономическое развитие страны.

Исследования науки и техники: теории, методы, данные

Мы живем в мире научно-технических споров, альтернативных фактов, пост-правды, столкновения разнородных форм знания и экспертизы. Сегодня научные факты и технические инновации переплетены с экономическими, политическими и культурными процессами. Поэтому современное общество невозможно изучать, не понимая науки и технологии. Это определяет значимость исследований науки и технологии (STS): они становятся настоящей теорией современной социальной жизни с ее экологическими, пандемическими и техногенными вызовами и рисками. Этот курс посвящен анализу связей STS c традиционной социальной теорией. В частности, мы узнаем: -о предыстории современных STS; -об изменениях исследований знания, науки и технологий: от социологии знания и идеологии к социологии научного знания, от социологии научных институтов и сообществ ученых к исследованиям научных практик, от технологического детерминизма к социально-политическим процессам производства техники; -в чем специфика теорий, методов и данных STS относительно традиционных подходов к пониманию науки и техники.

Публичная политика: Теория и практики

В рамках курса мы познакомим вас с основными моделями управления и администрирования науки, технологий, инноваций. Мы расскажем вам: -о взаимосвязи научных исследований и технологических разработок, с одной стороны, и политических процессов и публичной политики — с другой; -об особенностях работы регуляторов в научно-технологических сферах; -об устройстве инновационной политики; -о различиях между технической и научной экспертизой (включая экспертизу социальных наук). Также мы научимся читать и анализировать документы и публичный дискурс в области науки и техники.

Макроэкономический анализ и экономический рост

Один из основных курсов профессиональной подготовки. На нём вы изучите основные характеристики макроэкономики как системы и освоите методы ее анализа в целом и ее структурных элементов в частности. А именно: -обобщите и систематизируете ваши знания в области экономического роста, его характеристик и моделей; -научитесь на основе макроэкономических показателей проводить анализ тенденций, возникающих в национальной экономике и выявлять их причинно-следственные связи. В результате освоения дисциплины вы приобретете навыки анализа общеэкономической ситуации в целях принятия управленческих решений для организаций и органов государственной власти.

Технологические уклады и глобальные тренды новых рынков

В процессе изучения дисциплины мы рассмотрим общие тенденции развития общества в рамках сложившихся технологических укладов, выявляя особенности каждого и идентифицируя уровень достижения их в отдельных странах. В рамках проектов НТИ (Национальной технологической инициативы) рассмотрим тенденции формирования и развития новых рынков, включающих различные отрасли экономики, а также проекты, реализуемые в рамках НТИ. В результате освоения дисциплины вы приобретете навыки критической оценки ситуации и формирования перспектив развития новых рынков/проектов, что является важным и для отдельных организаций, и для органов государственной власти, финансирующих крупные проекты.

Инновации и общество

Наша главная цель в рамках этого курса — научиться критическому анализу инноваций. Для этого мы, с одной стороны, изучим теоретические модели инновационных процессов в областях социальных исследований инноваций и социальных исследований науки и технологий, а также приемы в работе с цифровыми методами анализа социально-политических споров вокруг инноваций (картографирование контроверз). С другой стороны, в рамках групповых дискуссий и дебатов мы поработаем с конкретными кейсами научно-технических инноваций, чтобы ответить на ряд важных вопросов: -Всегда ли инновации являются благом? -Какую роль в инновациях играют R&D, пользователи, режимы регулирования, государство и организационная форма фирм? -Чем отличаются high-tech и low-tech, научно-технические и организационные, инкрементальные и радикальные инновации? -Как сделать инновации справедливыми, демократичными, ответственными и экологичными? По итогам изучения курса вы подготовите и представите коллективный проект (кейс-стади) анализом конкретной современной инновации.

Глобальные цели устойчивого развития

Зачем ставят цели устойчивого развития и как определить их достижимость? Дисциплина направлена на осознание важности создания стратегий устойчивого развития в рамках «триединой» концепции развития общества, изучения методологических подходов к разработке практических мероприятий по достижению целей устойчивого развития в общественных системах различной степени интеграции, методик оценки их результативности. В результате изучения дисциплины вы сформируете навыки проведения оценки и анализа управляемых систем с позиции их экономической, экологической, социальной эффективности, внедрения технологий, способствующих достижению целей устойчивого развития на глобальном уровне.

ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Антон Александрович Антипов доцент, кандидат филологических наук
Ирина Викторовна Белинская кандидат экономических наук
Наталья Львовна Гагулина доцент, кандидат физико-математических наук
Елена Алексеевна Янова доцент, кандидат экономических наук

Обратная связь

* Имя
* E-mail
Ваше сообщение